суббота, 14 марта 2015 г.

Ubuntu Mate 15.04 - обзор

Как то мимо меня прошел и релиз Ubuntu MATE и выход ее LTS версии, а также последующие изменения и нововведения. В подготовке многих предыдущих материалов я часто использовал их некоторые наработки и вот решил сделать небольшой обзор, основываясь на их последней версии Ubuntu MATE 15.04 Beta1 (прочитать о изменениях в данном выпуске).
В связи с выходом релиза, все основные советы по настройке и использованию системы были собраны на одной странице.

Для начала необходимо ее скачать, для чего переходим на страницу загрузки Ubuntu MATE 15.04 Beta1 и скачиваем. Рекомендации о том как записать образ на флешку приведены на той же странице, повторятся не буду.
Флешка записана, можно приступать к установке (установку я провожу на реальное железо, а точнее на ноутбук Acer Aspire ONE ao751h, так что некоторые скриншоты как и материалы честно позаимствованы с сайта Ubuntu MATE).
Если сразу после старта загрузки с флешки нажать клавишу "Esc" то можно попасть в меню загрузчика и выбрать желаемые опции загрузки
такие как - язык установки, попробовать live сессию, начать непосредственно установку, протестировать свое оборудование на совместимость или включить режим эксперта и выбрать специальные опции установки.
По сравнению с обычным режимом загрузки (когда мы ждем графического окна выбора между установкой и попробовать), вариант с использованием стартового меню позволяет системе загрузится гораздо быстрее.
Я не стал экспериментировать с live сессией и в меню загрузчика сразу выбрал процесс установки, после чего через некоторое время появилось окно графического установщика с уточнением на каком языке мы будем производить установку (т.к. установщик это точная копия с установщика Ubuntu, то скриншоты и описание действий приводить не буду, об этом в сети уже тонны материала написаны). Помня опции обычной Ubuntu, которая уже на этом этапе позволяла подключится к WiFi сети, я тоже попытался это проделать, но меня постигло разочарование т.к. мой Broadcom b43 не был распознан системой в результате чего я решил продолжить установку без активного интернет подключения.
Я ответил на все причитающиеся вопросы которые задавал установщик после чего он принялся за работу (чего то там форматировал, копировал и прочая). В это время на экране я просмотрел слайд шоу о устанавливаемой системе. Шоу было исключительно на английском, да и не все картинки еще полностью адаптировали под дизайн Ubuntu-MATE.
В режиме установки без активного подключения к интернету Grub категорически отказался устанавливаться, пришлось подключать шнурок и повторить весь процесс заново, в этом варианте все встало без особых проблем.
Сразу после перезагрузки, меня поприветствовало симпатичное окошко Grub
в моем варианте оно еще и на русском языке оказалось, что порадовало, также в дополнительных параметрах уже сейчас можно выбрать вариант загрузки между systemd и upstart (хотя это и появилось недавно, но уже ко мне прилетело и притом сразу после установки системы), а далее было меню входа в систему
Ну и после всего этого открывается сам рабочий стол системы который в моем варианте имеет вот такой вид
Общий вид системы в этих тонах можно охарактеризовать как в детской песенке - Белёненький он зел ... (вот только значок bluetooth, выбивается из общего дизайна). Сразу после первого старта, я решил обновить систему дабы излечится от тех багов которые уже обнаружили и исправили.
Через "Центр Управления" запускаем "Программы и обновления", расставляем птицы возле всех пунктов которые не отмечены,



в качестве сервера обновления выбираем "Основной" и обновляем кэш. Дальнейшие мои попытки стандартными средствами через "Обновления приложений" сделать обновление системы не увенчались успехом, приложение подвисало, в итоге был вызван терминал стандартными средствами Ctrl+Alt+T (в отличие от других дистрибутивов на базе Mate, здесь это работает по умолчанию, за что отдельное спасибо разработчикам) и даны вот такие команды
$ sudo apt-get update
$ sudo apt-get upgrade
(dist-upgrade пользовать не стал т.к. там уже ядро 3.19, хоть оно уже и имеет статус stable, я решил пока остаться на 3.18 которому присвоили статус longterm (подробности см. на kernel.org), все само придет не торопясь, чуть попозже).
Перезагрузившись после обновления, я решил проверить что там с моими драйвера, нашелся ли wifi и прочее.
Драйвера на wifi нашлись и активировались, даже нашлись драйвера на многострадальную gma500, и я их тоже активировал, но нормально работать не стали (костлявый чип, но как говорится - "имеем то что имеем").
И вот что у меня после всех этих обновлений получилось.

Я решил проверить уровень локализации приложений (в процессе обновления, я уже обновил языковые настройки). Открыл "Центр управления" и увидел что он практически не переведен.
Хотя в выпадающем меню, было переведено все, сейчас продемонстрирую на скриншотах






Хорошо, с переводом далеко еще не все понятно, надеюсь к релизу ситуация наладится.
А теперь пора немного настроить внешний вид системы, а то мне как то непривычно и не совсем удобно. Martin Wimpress выложил несколько различных видео о том что и как работает и там как раз есть видео о том как работает MATE Tweak, вот его я вам и предлагаю посмотреть, а сам пока слегка поменяю вид под свои предпочтения.


После всех проделанных мной манипуляций у меня вот что получилось
В процессе настройки я обнаружил что в системе уже есть встроенный апплет под название MATE menu (и что-то он мне напоминает), родной значок выглядел не очень и я прикрутил свой в стиле системы.
В процессе настройки я обнаружил что в системе уже стоит эмулятор терминала Tilda (вызывается по клавише "F2")
А оказывается про него даже видеоролик есть, который предлагаю посмотреть


Еще была добавлена функция разукрашивания папок, про нее Мартин тоже снял не большой ролик

К сожалению это касается только оригинальной темы с иконками, со сторонними темами надо повозится (если будет желание постараюсь как нибудь про это написать). И вот что у меня получилось с разукрашиванием папок

Если до этого я использовал программы установленные по умолчанию, то тут немножко отойду в сторону и воспользуюсь сторонней.
Господа с WebUpd8 реинкарнировали Глобальное меню которым я также пользовался в бытность второгнома, а т.к. на современных экранах ширины всегда хватает, а вот с высотой как то не сложилось, то грех не воспользоваться такой возможностью и сэкономить немного места (даже в unity такой подход продвигают). Итак устанавливаем через терминал
sudo add-apt-repository ppa:webupd8team/mate
sudo apt-get update
sudo apt-get install mate-topmenu-applet libtopmenu-gtk3 libtopmenu-qt topmenu-mozilla-extension
После установки необходимо перелогинится и добавляем Top Menu на нашу панель, вот что в итоге у меня получилось

В тему немного не вписалось с цветом, но это требует отдельного разбирательства. Видя как Мартин, все новое и интересное быстро собирает к себе в дистрибутив, я не удивлюсь что к моменту официального релиза эта штука уже будет в составе дистрибутива.
Есть еще пару роликов которые я хочу вам показать, это работа Compiz (у меня из-за gma500 и отсутствия нормального драйвера для него, Compiz не работает), автор Мартин


Также ролик авторства Мартина, про использование файервола


Ну и общий обзор из найденных ВКонтакте


Основные интересные моменты которые могли встретится в Ubuntu MATE я вроде все упомянул, остальное описывать нет смысла т.к. под оберткой Mate эта стандартная Ubuntu которую наверное уже не один раз разбирали по винтикам и про нее писано очень много.
От себя могу только сказать что дистрибутив получился достойным, ведет себя (несмотря на статус betta) довольно стабильно, и я жду выхода основного релиза в апреле, что бы дополнить данный обзор всеми теми новинками которые там появятся.

0 коммент.:

Отправить комментарий